Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:

 

ЗАЩИТА ПРОКУРОРОМ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

Конституция Российской Федерации (далее - Конституция РФ), провозглашая Россию демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ч. 1 ст. 1, ст. 2), гарантирует государственную защиту материнства, детства и семьи (ст. 38).

Дети, а их в возрасте до 14 лет сегодня в России более 25 млн <1>, в силу своего возраста, физической и умственной незрелости, нуждаются в особой правовой защите со стороны государства в лице его уполномоченных органов.

Нормы, направленные на реализацию и защиту прав и законных интересов детей, содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ), Семейном кодексе Российской Федерации (далее - СК РФ), Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - ГПК РФ), Федеральных законах от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон 159-ФЗ) <3>, от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <4>, от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Закон N 48-ФЗ) <5>, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах, законодательстве субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 56 СК РФ ребенок, каковым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (далее - несовершеннолетний), имеет право на защиту своих прав и законных интересов, которая осуществляется родителями, лицами, их заменяющими, а в случаях, предусмотренных СК РФ, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры, которые в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре РФ) <6> в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляют от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 60 СК РФ ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

В ходе проверок исполнения законов о несовершеннолетних прокурорами выявляется значительное число нарушений имущественных прав несовершеннолетних, в том числе нарушения права на имущество, полученное в порядке наследования.

В связи с этим п. 3.3 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 188 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи" (далее - Приказ Генерального прокурора РФ N 188) <7> предписывает прокурорам своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних. Принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.

Несовершеннолетние дети, в силу тех или иных жизненных обстоятельств лишенные родительского попечения, в том числе дети-сироты, в большей степени нуждаются в защите, которая согласно п. 1 ст. 121 СК РФ возлагается на органы опеки и попечительства.

Закон N 48-ФЗ к основным задачам органов опеки и попечительства относит:

- защиту прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

- надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

- контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 7 Закона).

Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (п. 1 ст. 145 СК РФ).

Согласно п. 3 ст. 155.1 СК РФ органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также принимают меры для устройства таких детей на воспитание в семью.

На органы опеки и попечительства возлагается охрана и защита интересов несовершеннолетних наследников (ст. ст. 1157, 1167 ГК РФ).

Приведенный нами анализ нормативных правовых актов свидетельствует о роли органов опеки и попечительства в реализации и защите имущественных прав несовершеннолетних, в том числе в сфере наследственных правоотношений.

С сожалением приходится констатировать, что органы опеки и попечительства в своей деятельности по реализации и защите имущественных прав несовершеннолетних допускают многочисленные нарушения.

Органами опеки и попечительства не осуществляется должный надзор за деятельностью опекунов и попечителей, в результате чего имеют место факты пропуска срока принятия наследства несовершеннолетними подопечными, непринятия мер к оформлению ими наследства, завладения опекунами или попечителями жилыми помещениями и иным имуществом, полученным несовершеннолетними в порядке наследования, невключения их в число наследников, приведения в непригодное для проживания состояние полученных в наследство несовершеннолетними жилых помещений и иные нарушения имущественных прав несовершеннолетних.

При выявлении фактов нарушения наследственных прав несовершеннолетних подопечных органы опеки и попечительства не всегда принимают должные меры реагирования, не обращаются в суды с требованиями, направленными на восстановление нарушенных прав таких лиц, в том числе об оспаривании сделок с наследственным имуществом несовершеннолетних, оспаривании завещаний, признании права собственности на жилое помещение или иное имущество в порядке наследования.

Отсутствие со стороны органов опеки и попечительства должного надзора за деятельностью организаций, в которые помещены дети, оставшиеся без попечения родителей, контроля за сохранностью имущества и управлением имуществом таких несовершеннолетних также приводит к многочисленным нарушениям наследственных прав подопечных.

На необходимость постоянного внимания со стороны органов прокуратуры к деятельности организаций для детей-сирот указывает п. 5 Приказа Генерального прокурора РФ N 188, предписывающий регулярно проверять исполнение законов, регламентирующих условия содержания, воспитания и обучения детей, защиту личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансирование и целевое расходование средств в учреждениях органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения.

По всем выявленным фактам нарушения наследственных прав несовершеннолетних прокурорами принимаются должные меры реагирования, виновные лица органов опеки и попечительства, организаций, в которые помещены дети, оставшиеся без попечения родителей, привлекаются к административной и дисциплинарной ответственности.

Одной из действенных мер прокурорского реагирования в целях защиты наследственных прав несовершеннолетних является обращение прокурора в суд с иском (заявлением), поскольку именно судебное решение гарантирует применение мер государственного принуждения для реального восстановления нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов таких лиц.

Право на обращение в суд с заявлением в защиту наследственных прав прокурору предоставлено ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

В целях усиления механизма защиты прав, свобод и законных интересов детей-сирот ст. 10 Закона N 159-ФЗ предусмотрено право прокурора обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации за защитой прав таких детей.

На тщательную подготовку исков и участие в судебном разбирательстве прокуроров ориентирует Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10 июля 2017 г. N 475 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве" <12>.

Поводами для обращения прокуроров в суд в защиту наследственных прав несовершеннолетних, как правило, являются результаты проводимых прокурорами проверок исполнения законодательства о несовершеннолетних, обращения государственных органов и органов местного самоуправления, организаций для детей-сирот, общественных организаций, самих несовершеннолетних и их законных представителей, средств массовой информации.

Анализ прокурорской практики позволяет выделить наиболее распространенные категории исков (заявлений) прокуроров:

- об оспаривании в интересах несовершеннолетнего завещания, о признании завещания недействительным.

- об установлении факта принятия наследства несовершеннолетним наследником.

- о восстановлении несовершеннолетнему наследнику срока для принятия наследства и признания права собственности на наследуемое имущество.

- о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на данное имущество в порядке наследования.

- о признании в интересах несовершеннолетних недействительным свидетельства о праве на наследство.

 

Помощник межрайонного прокурора                                                                 Е.М. Коноплин

 

Дата создания: 22.06.2020 16:27

Дата последнего изменения: 22.06.2020 16:32

На главную страницу