Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:

Историческая справка об основании Почепского сельского поселения Лискинского муниципального района Воронежской области (СКАЧАТЬ)

Историческая справка об основании

населенного пункта с. Почепское Почепского сельского поселения

Лискинского муниципального района Воронежской области

В состав Почепского сельского поселения входит 4 населенных пункта: села Почепское, Ермоловка, Дмитриевка и хутор Луговой. Первые три из них возникли в процессе монастырской колонизации во второй половине XVIII в., хутор Луговой был основан жителями с. Старая Хворостань в 1920-е гг.

На территории указанных сел находится большое количество курганов эпохи бронзы, что свидетельствует о том, что места эти привлекали людей еще в древности. Однако стационарные поселения здесь появились лишь в 1760-е гг., во многом это было связано с тем, что данная территория долгие столетия была небезопасна для проживания. Во многом ситуация стала меняться в период строительства городов-крепостей, но процесс заселения края затягивался. Историки выделяют несколько этапов колонизации:

1) Военная колонизация. Конец XVI – начало XVII в. Население составляли служилые люди, охранявшие границы. Кроме крепостей, сел и слобод возле них, в области появились поселения беглых крестьян и стрельцов, ставших донскими казаками. В то время плотность и численность населения были малы.

2) Монастырская колонизация. Вторая четверть XVII – конец XVII в. Большое количество земли (т.н. «откупные ухожия») находилось во владении монастырей, на их территории возникали первые населенные пункты. Но из опасности долго такие поселения существовать не могли и продолжали оставаться малочисленными.

3) Помещичья и народная  колонизация. Конец XVII- середина XVIII в. Этот этап связан с деятельностью Петра I в период создания первого в России военно-морского флота. Строительство Азовской флотилии в Воронеже, а затем в Таврове, Икорце  и Павловске, а позднее и в некоторых других пунктах, потребовало привлечения десятков тысяч людей — мастеровых, «работного люда» и т.д. После успешной войны с Османской империей (Азовские походы Петра 1 1695-1696 годов) южная граница России   сдвигается далеко на юг. Территории области начинает активно осваиваться. Пустующие земли дарят помещикам, переселяющим сюда крестьян из Центральной России. Одновременно с этим идет поток переселенцев с территории нынешней Украины, в то время принадлежавшей государству Польша. Этот период часто называют русско-украинской колонизацией края. 

4) Правительственная колонизация. 1760-е гг. – конец XVIII в. В это время были изданы законны 1762 г. и 1764 г. – первый из которых позволял раскольникам селиться на пустующих землях, а второй – о секуляризации монастырских земель и следовательно освоение незаселенных территорий им принадлежавшим.  Все это стало возможно благодаря успешной внешней политики, в результате которой Воронежский края из окраинной территории превратился в одну из центральных. Что способствовало освоению Воронежских земель бывшими монастырскими крестьянами центральных уездов страны. Этот этап стал завершающим в освоении обширной территории Воронежского края. В дальнейшем колонизация, если и была – это внутренняя колонизация края местными жителями, что и способствовало появлению различных хуторов на территории края в XIX – XX вв.

Процесс заселения местности по берегам реки Хворостань напрямую связан с общероссийскими тенденциями освоения новых земель этого времени. К середине XVIII в. возникла сложная ситуация в земельном отношении, а именно – центральные регионы страны оказались густозаселенными, земли не хватало, что вызывало проблему для крестьян при оплате налогов, окраинные же территории оставались слабозаселенными. В это же время в руках крупных монастырей сосредотачивались земли, которые не обрабатывались. Что касается территории, на которой в последствии возникли интересующие нас села, это были владения Воронежского Покровского женского монастыря, так называемый «Форосанский ухожий».

Форосанский ухожий был образован в начале XVII в., в 1626 году царь Михаил Федорович пожаловал его Воронежскому Покровскому девичьему монастырю по просьбе стариц этого монастыря. По признанию стариц – это была одна из богатейших вотчин на Дону. Здесь активно развивалась охота, рыбная ловля, бортничество. Монастырем было основано на Избыльной пустани сельцо Избыльное Форостаньтож (сейчас с. Старая Хворостань), остальную же территорию монастырь сдавал в аренду.  Конечно же, случались проблемы с самовольным захватом земли, как это произошло с территорией нынешнего с. Аношкино Анофрием Голобоковым. Другие же земли до середины XVIII в. не осваивались в полной мере.Историк В.П. Загоровский обратил внимание на то, что Форосанскийухожий позже других стал заселяться. «Когда все воронежские ухожия прекратили свое существование, когда вокруг Форосанскогоухожия были распаханы целинные земли, а к северу, востоку, западу и югу от него появлялись новые села, этот ухожий оставался своеобразным заповедником, незаселенной территорией». 

В 1864 году был издан указ о секуляризации монастырских земель. Это и стало отправной точкой процесса заселения территории по р. Хворостань. После екатерининского указа развернулась активная колонизация рассматриваемой территории. Сюда переселяются монастырские крестьяне Московского и Калужского уездов. Эти крестьяне стали называться «экономическими», в XIXв. они были переведены в разряд государственных. Новые основанные поселения стали именоваться аналогично тем землям, на которых жили крестьяне до переселения. Диалектический анализ говоров в полной мере подтверждает факт переселения из центральных регионов страны. Подтвердить дату точного переселения сложно, т.к. в  местном архиве (ГАВО) материалы первых ревизий отсутствуют. Это возможно проследить по ряду отрывочных источников из центральных архивов, а также по дореволюционным изданиям, авторы которых пользовались утраченными ныне документами. Одним из них является «Указатель храмовых празднеств Воронежской епархии», составленное архимандритом Дмитрием (Самбикиным) в 1880-е гг., а также ряд статей в «Воронежской старине», «Воронежских епархиальных ведомостях», «Памятных книжках» и сборниках документов «Трудах Воронежской ученой архивной комиссии», «Материалах по истории Воронежской и соседних губерний» и др.

Село Почепское.

С. Почепское находится на правом берегу р. Хворостань, в 24 км. от г. Лиски. До революции имело также название Почебское, Азаровка, Заболотная, Болотская. «Почепское» - это названо по месту, откуда переселились крестьяне –г. Почеп Брянской губернии. Почеп — один из древнейших городов Брянской земли — известен с 1447 года. В течение XVI — XVII вв. город был сторожевой крепостью. В русских письменных источниках Почеп упоминается с 1489 года. По версии профессора Г. И. Стафеева, пограничная крепость между Литовским и Московским княжествами называлась Чеп, а сама граница проходила, таким образом, «по Чеп». Это одна из гипотез, как город получил своё название. Долгое время город находился на юго-западной окраине Русского государства и подвергался нападениям литовско-польских сил. До 1708 г. относился к уряду гетмана И. С. Мазепы. С 1709 по 1727 был центром обширных владений А. Д. Меншикова — Почепской волости. С процедурой межевания её границ в его интересах связана скандальная история дошедшая до Сената, так называемое «Почепское дело» (в 1721 г. светлейший князь Меншиков не удовольствовался тем, что собственно городское сословие — мещане Почепа — превратилось в его крепостных. Значительную часть горожан составляли казаки, которых также по просьбе Меншикова Скоропадский передал ему. Действия то силой, то обманом, Меншиков увеличил площадь своих первоначальных владений вокруг Почепа в несколько раз.).

 В 1750 императрица Елизавета Петровна пожаловала город гетману К. Г. Разумовскому, по заказу которого около 1770 г. был построен дворец с парком и величественный Воскресенский собор, по настоящее время являющийся знаковым символом города. В самом городе монастыри отсутствуют, в окрестностях его находится несколько монастырей, но из которого из них переселили крестьян ответить сложно. Можно предположить, что это Горно-Никольский мужской монастырь, т.к. в с. Почепском в 1854 году был построен храм в честь Святого Николая Чудотворца, вероятно в память о своем прежнем месте жительства. По мнению воронежских краеведов В.П. Загоровского, В.А. Прохорова, И.А. Афанасьева, М.В. Зюбина – переселение крестьян произошло между 1767 и 1700 годами. Единственный аргумент в пользу указанной даты – это причисление новоприбывших крестьян к построенному в 1767-1773 г. в с. Давыдовка храма во имя Владимирской Пресвятой богородицы. Причем нижняя дата весьма условна. Логично все таки взят промежуток между 1767 и 1773 гг,  - в период строительства храма в Давыдовке. 

По этническому составу вопрос весьма неоднозначен, современные и дореволюционные исследователи  утверждают, что в с. Почепском проживают потомки цуканов , также как и во всех остальных хворостанских селах, а между тем место, из которого они переселились, говорит скорее в пользу малороссийских корней. Вполне вероятно, что уже к концу XIX в. произошло смешения населения в обозначенных селах и четко уже не прослеживались этнические особенности. В отличие от ряда хворостанских сел – Давыдовка, Дракино, Машкино, Добрино  – фамилии жителей с. Почепского не анализировались.

В ГАВО отсутствуют ревизские сказки раннего периода существования Почепского(1795, 1811, 1816 гг.).  В «Материалах по истории Воронежской и соседних губерний»  опубликован документ 1779 г. - «Перепись населенных пунктов по случаю введения новых административных учреждений при открытии Воронежского наместничества» , упоминаются 182 экономических крестьян деревни Почепа, которые платят 70 копеек оклада и по 2 рубля оброчных. Самым ранним документом местного архива является «Дело по объявлению экономического крестьянина деревни Почепской Степана Дементьева о богохулении той же деревни раскольником Ксенофонтом Гомаюновым», датированное мартом 1784 года.  В нем идет речь о том, что в прошлом 1783 году приходской священник с. Тресоруково отслужил молебен в поле по просьбе крестьян Почепского в связи с засухой, а один из крестьян богохульствовал на образ Пресвятой Богородицы, в итоге вспыхнула ссора. В данном документе разбирались обстоятельства дела. Д. Почепская отмечена на карте Генерального межевания Воронежского уезда с указанием сельской застройки. В экономическом примечании 1793 года указано, что в д. Почепской проживают 225 мужчин, 215 женщин, по предыдущей ревизии указано 51 двор, в которых проживают 182 мужчины, 160 женщин. 

В личном фонде краеведа В.А. Прохорова указана интересная информация об основании Почепского жителями Калужского наместничества Тарусского уезда в период между 1782 и 1795 гг.  Но данная версия весьма сомнительна, т.к. населенный пункт отмечен в документе 1779 г., а также указан на карте 1780-х гг. Кроме того И. Ферронскийуказывает на то, что в 1778 г. произошло размежевание дач ряда сел, в том числе д. ПочепскойБолотскойтож с их пашенными землями, сенокосными покосами, лесными и прочими угодьями, которые ранее находились во владении Воронежского Покровскуого девичьего монастыря. Вполне может быть, что к первопоселенцам из г. Почеп присоединились крестьяне из Калужского наместничества, но основателями села не являлись. В период войны 1812 г. в д. Почепской проживало 397 крестьян, из их числа было направлено 8 рекрутов на войну с Наполеоном.  В.А. Прохоров отмечает исконный вид промыслов села Почепского – выращивание лука и капусты, урожай которых отправлялся на юг страны.  Указанный факт весьма примечателен, промысел по выращиванию указанных культур продолжают современные потомки переселенцев. Вполне может быть, эта традиция была перенесена ими со своего прежнего мета жительства.

По справочникам населенных мест можно проследить динамику численности населения. По данным последней ревизии 1859 г. в п. Почебский (Почепское) значится 152 двора с числом жителей 600 м. и 730 ж. 

В конце XIX в. в п. Почебском и д. Заболотной значится 250 дворов, число жителей 910 м., 924 ж., 3311 десятин земли. 

По «Списку населенных мест» 1900 г. – 283 двора, с 1824 жителями. 

На 1928 г. в с. Почепское значится 452 дв., с числом жителей 2151 человек. 

После образования Центрально-Черноземной области с. Почепское вошла в состав Давыдовского района, а после его ликвидации в состав Лискинского.

Выводы: На основании имеющихся источников и литературы можно сделать вывод, что с. Почепское было основано в период 1767-1773 гг. Условно может быть принята верхняя дата – 1767 г. Точную дату основания установить не представляется возможным ввиду отсутствия источников по раннему периоду существования населенного пункта.  Необходима длительная и скрупулезная работа в центральных архивах. 

 

Село Дмитриевка.

С. Дмитриевка находится в 30 км. от районного центра - г. Лиски. Из всех интересующих нас населенных пунктов оно возникло раньше других. На сегодняшний момент в литературе существует несколько точек зрения по дате его основания.

Вплоть до революции в справочной литературе оно имело и другие названия: Димитриевское, Атрепьево, Атрепкино, Атрепка, Раздорное.

Название Атрепка, Атрепкино - это прямой перенос названия с прежнего места жительства крестьян; Дмитриевка — название по церкви (которая была открыта в 1772 году); Раздорное — по мнению краеведа В.А. Прохорова связано с тем, что монастырские крестьяне с. Атрепка на своем прежнем месте жительства часто бунтовали, за что и были переселены (по такой же аналогии названо с. Дракино).3

По мнению дореволюционных исследователей: священника Ивана Путинцева и архимандрита Дмитрия Самбикина с. Дмитриевка возникло в 1760 году на Хазарском пустынном месте.4 Его основателями были крестьяне из села Атрепьево Боровского уезда Калужской губернии, ранее приписанные к Пафнутьеву монастырю. Новое поселение они назвали по прежнему своему месту жительства, название же Дмитриевское появилось после открытия и освящения 27 октября 1772 г. деревянного храма в честь Дмитрия Солунского (его строительство начато в 1769 году совместно с жителями Митяевки и Ермоловки). На тот момент в селе проживало в 25 дворах 140 душ крестьян, им отмежевано земли усадебной 25 десятин, выгонной 55 десятин, пахотной 867, сенокосной 5, лесной 56, неудобной 92 десятины. ’ Жители села вплоть до 1861 года были служителями в Воронежском архиерейском доме, Акатовом Алексеевском, Задонском Богородицком и Покровском девичьем монастырях. Также жители села принимали участие в крестных ходах в поле 1 и 8 мая — молитва с просьбой о ниспослании лучшего урожая.

В первые годы своего существования село Атрепьево (Дмитриевка) числилось в Воронежском уезде Боршевском стане, с 1785 года в Бобровском уезде, а с 1822 года — в Коротоякском уезде.

По дате основания есть и иное мнение — краеведов В.А. Прохорова и М.В. Зюбина. 6 Оба они склоняются к дате 1765 года (в 1765 году из Атрепьево Боровского уезда Калужской губернии было переведено 100 крестьян), но каких либо доказательств указанной даты не приводят, единственным основание в данном случае служит мнение, что ранее 1764 года земли по р. Хворостань не могли заселяться. Дата появилось по появлению вторых священников в селах, к которым были приписаны новопоселенцы. Идею эту впервые озвучил священник И. Ферронский в своей статье «Хворостань». 7 В нашем случае жители д. Атрепьево были приписаны к с. Старая Хворстань. Данное утверждение можно опровергнуть на оснований доказанной возможности поселения ранее принятия закона на

примере п. Давыдовка. Современными исследователями — А.А. Бережным и А.С. Ракитиным в архиве РГАДА был обнаружен документ датированный августом 1762 года — это список желающих переселиться в бассейн р. Хворостань. На основании чего был сделан вывод, что Давыдовка была основана в конце 1763-начале 1764 года, т.е. ранее самого закона (закон был издан 29 февраля 1764 года). Факт существования данного документа можно объяснить тем, что параллельно с подготовкой законопроекта составлялись списки желавших переселиться (вероятно подобные списки существуют не только по Давыдовке, но и по другим хворостанским селам, но пока не обнаружены исследователями), вполне возможно, что некоторые из них могли отправиться на новые земли еще ранее вступления закона в силу. Данный факт подтверждает И. Ферронский в своей статье «Хворостань» :

«Если мы не можем с достоверностью сказать того, были ли здесь поселения

до 1764 года...».

Подтвердить или опровергнуть данный факт источниками сложно, как уже было сказано выше, в ГАВО не сохранились ревизские сказки с. Дмитриевка первых лет его существование (1795,  1811,  1816 rr.). В

«Материалах по истории Воронежской и соседних губерний» был опубликован документ 1779 года «Перепись населенных пунктов по случаю введения новых административных учреждений при открытии Воронежского наместничества»'0, в котором указано, что в д. Атрепьевой проживают 129 крестьян, оклад в 70 копеек и оброчных 2 рубля. Перепись населения проводилась по Указу императрицы Екатерины Второй от 26 сентября 1779 г. в связи с образованием Воронежского наместничества и созданием учреждения для управления губерний Всероссийской империи. В Российской империи было образовано 35 губернии, а Воронежскую губернию разделили на 15 уездов. На карте этого периода село отсутствует, вероятно, связано с его малочисленностью. В архиве РГАДА обнаружен документ — Экономическое примечание Коротоякского уезда 1793 года , в котором указано, что в селе проживают экономические крестьяне — 183 мужчины, 196 женщин, по предыдущей ревизии здесь значилось 61 двор (105 мужчин и 109 женщин), в селе церковь в честь Дмитрия Салунского. На карте данного периода (Карта генерального межевания) указано село Дмитриевка Атрепьевское тож с церковью.

Несмотря на отсутствие документов 1760-x гг. дату основания с. Дмитриевка можно определить по косвенным данным. В 2010 г. была защищена диссертацию О.В. Василенко, в которой исследователь обращает внимание на заселение территории Форосанского ухожия старообрядцами.'2 Причем население это началось ранее 1764 года. В 1762 г, за два года до указа о секуляризации церковных и монастырских земель, вышел в свет указ Екатерины II, в котором раскольники прощались государыней и получили право «выходить и селиться особливыми слободами не только в Сибири, но и в Воронежской, Белгородской и Казанской губерниях на порозжих и выходных землях». 13 Спустя некоторое время после данного указа на территорию юго-восточной части Воронежского уезда стали переселяться старообрядцы, составившие примерно 1/3 от местного населения в рассматриваемых населенных пунктах. О. Василенко обращает внимание на то, что количество раскольников было значительным в уезде, из которого переселялись крестьяне на воронежские земли (в Боровском уезде Калужской губернии).

Процесс населения южной окраины государства, который шел интенсивными темпами, соответствовал интересам правительства Екатерины II, поддерживавшего переселенцев. Эта поддержка, в конечном счете, привела к резкому увеличению численности населения юго—восточной части Воронежского  уезда,  а  также  к  образованию  нового  сословия  -

экономических крестьян .

Вероятно, Д. Самбикин и И. Путинцев пользовались для написания своих статей источниками, в которых и идет речь о заселении территории по р. Хворостань старообрядцами. Причем место, в котором селились раскольники, было известно — Хазарская пустошь. Кем и когда так названо сложно сказать, но поселенцы знали его и ехали целенаправленно в указанное место. Причем пересечение могло произойти и ранее 1762 г., как самовольное.

Еще одним косвенным свидетельством в пользу пересечения ранее

1764 года — это прирост населения. Если брать промежуток между условной датой 1760 до 1779 rr. — население выpoслo со 100 до 129 человек, с 1779 по 1812 год с 129 до 160 человек, т.е. в среднем прирост населения села был 1-2 человека в год, значит теоретически заселение могло произойти в 1760 г. К тому же вряд ли поселенцы, основавшие село в 1765 году спустя 4 года решили бы строить церковь, no аналогии с другими селами на территории Хворостани, между поселением и строительством храмов был промежуток 9- 10 лет и более.

Кратко можно проследить следующую динамику численности населения. Tpoe жителей с. Дмитриевка принимали участие в войне 1812 года, из 160 тогдашних жителей села.'4

По последней ревизии 1859 г. здесь значится 55 дворов, с числом

жителей 193 м. и 244 ж."

В конце XIX в. в селе Дмитриевка значится 69 дворов, проживало 317 м., 340 ж., общественной земли 1219 десятин.lб

По списку населенных мест 1900 г. — 86 дворов, 568 человек жителей.'7

 

По данным на 1928 г. в с. Дмитриевка значится 151 дв., с числом жителей 661 человек."

После образования Центрально-Черноземной области с. Дмитриевка

вошла в состав Давыдовского района, а после его ликвидации в состав

Лискинского.

Вывод: На основании имеющихся источников и литературы можно сделать вывод, что с. Дмитриевка было основано в период 1760-1765 гг. Условно может быть принята верхняя дата — 1760 г. Точную дату основания установить не представляется возможным ввиду отсутствия источников по раннему периоду существования населенного пункта. Необходима длительная и скрупулезная работа в центральных архивах.

 

Село Ермоловка.

С. Ермоловка находится в 2 км. от с. Дмитриевка.

До революции село упоминается также под названием Вертушкино, п. Архангельский.  Слово «ермолка» В.И. Даль трактует как «скуфья, скуфейка, лёгкая шапочка вплоть по голове, без околыша или какой-либо прибавки; того вида, как нашивали её евреи». Вероятнее всего, поселения с названием Ермоловка происходили от личного имени (или прозвища первопоселенцев или владельцев сёл) Ермолай, Ермолка, Ермолаевы или же по религиозному признаку.  По мнению местных жителей, существует две версии названия Вертушкино, приведенное в исследовании ученицы местной школы А.А. Бригадиренко в работе «История села Ермоловка в названиях улиц».  Первая версия: ее предложили местные жительницы Саввина Наталья Тихоновна и Новикова Татьяна Ивановна.  Они утверждают, что четкого плана застройки села никогда не было. Каждый домовладелец сам выбирал для себя удобное для постройки место и если учесть, что ландшафт села представлен овражно-балочной сетью, то ровных улиц в селе просто нет. Они действительно «вертятся»: то «сбегают» вниз к реке, то поднимаются на вершины холмов.  Незнакомому человеку очень трудно найти нужный дом. Вторая версия происхождения названия  «Вертушка» указывает на существование на данной территории 10 мельниц «ветряков» и сюда свозилось зерно на помол практически со всей округи. Название мельниц- «ветряки»   трансформировалось в «вертушки», что и дало название  селу. Название Архангельское вероятно связано с именем одного из первопоселенцев. По другой версии по престольному празднику. Версия названия по храму маловероятна, т.к. в указанном населенном пункте храм отсутствовал.

       Село было образовано спустя короткое время после основания соседнего населенного пункта с. Дмитриевка выходцами из с. Ермолино Боровского уезда Калужской губернии. По версии краеведа М.В. Зюбина, в первые годы существования села Дмитриевка часто приезжали на родину в Калужскую губернию и уговорили на переселение своих родственников из сел Митяевка и Ермолино.  Т.к. впоследствии жители Ермоловки совместно с жителями Атрепьева и Митяевки  построили в конце 1760-х гг. храм, можно сделать вывод, что переселенцы действительно могли быть между собой родственниками. И их появление на территории Хворостани было на прямую связано с поселением с. Атрепьево, которые вероятно сообщили о благоприятных условиях проживания в Воронежском уезде, что и повлияло на увеличение потока переселенцев на соседние территории.

Что касается даты основания, то существует одна утвердившаяся версия о возникновении Ермоловки в 1768 году. Краевед В.А. Прохоров в книге «Вся Воронежская земля» пишет: «Из Боровского уезда Калужской губернии в 1768 году была переведена небольшая группа крестьян – около 70 человек – в Воронежскую губернию. Ее поселили на речке Хворостань, рядом с селом Дмитриевка, которое возникло здесь тремя годами раньше. В Калужской губернии названные переселенцы жили в небольшой деревеньке Ермолинской. В память о «старине»… новый поселок на речке Хворостани получил такое же название – Ермолинский, а затем – Ермоловка». Версию В.А. Прохорова повторяет в своей книге «Вся Лискинская земля» М.В. Зюбин.

История Ермолино тесным образом связана с историей Пафнутьева монастыря. В 1444 году Преподобный Пафнутий основал в Боровской земле, недалеко от Калуги, на возвышенности при впадении реки Истремы в реку Протву монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Земля вокруг монастыря стала постепенно заселяться крестьянами, которые чувствовали себя уверенно под защитой игумена и несли сравнительно лёгкие повинности. К 1764 году монастырь, среди прочих, владел помимо Ермолино, деревнями Атрепьево и Митяево. Именно оттуда в 1760 гг. на реку Хворостань было переведено несколько десятков семей.

В ГАВО отсутствуют ревизские сказки по указанному селу 1795, 1811, 1816 гг. Самым ранним источником по населенному пункту является документ 1779 г., опубликованный «Материалах по истории Воронежской и соседних губерний»  - «Перепись населенных пунктов по случаю введения новых административных учреждений при открытии Воронежского наместничества» , упоминаются 100 экономических крестьян деревни Ермолино. Кроме того вцелом об отводе земли под поселения крестьян в Форостанской степи Воронежского уезда 1772 и 1774 г. упоминаются поселения, в том числе и д. Ермолино. Первоначально в распоряжении крестьян находилось 870 десятин пахотной земли, 75 десятин выгона, 5 десятин сенокоса и 20 десятин неудобной земли, под усадьбами находилось 29 десятин. Земли крестьянам, вероятно,хватало, т.к. жалобы на недостаточное наделение землей отсутствуют, в сравнении с селами Давыдовка и Бодеевка. В ГАВО сохранился документ «Дело о нахождении в поле пос. Ермолино тела экономического крестьянина деревни Карамышевой Тихона Пономарева» 1791 г.  Речь идет о преступлении, совершенном в окрестностях п. Ермолино Архангельское тож, очень обширное и подробное дело с опросом местных жителей, а также жителей соседних сел на 156 страницах. Кроме информации о ходе расследования из него можно почерпнуть информацию о корчмах(питейных заведениях, где продавались крепкие спиртные напитки собственного производства) на территории хворостанских сел, что свидетельствует о развитии подобных промыслов в первые годы существования данных населенных пунктов. 

 Что касается даты основания Ермоловки, иной даты, чем выше указано – 1768 г. в документах не обнаружено. Все известные воронежские краеведы, исследователи данного населенного пункта: И.А. Афанасьев, В.А. Прохоров, М.В. Зюбин - единогласно сходятся на дате 1768 г. Онаосновывается на том, что уже в 1769 г. крестьяне данного населенного пункта принимали участие в строительстве храма Дмитрия Солунского совместно с жителями Митяевки и Атрепьева, т.е. они не могли поселиться позже 1768 года. Данная версия может быть спорной, т.к. Ермоловка могла появиться и ранее указанной даты, но отсутствие источников не дает утверждать это в полной мере.

В 1769 г. совместно с жителями соседних населенных пунктов Митяевки и Атрепкино был построен храм, освященный в октябре 1772 года в честь Дмитрия Солунского. Священник Иван Путинцев в ранее упомянутой статье «Дмитриевка» обращает внимание на то, что жители Ермолино также как жители Дмитриевки были служителями Воронежского Архиерейского дома, Алексеевского Акатова, Богородицкого Задонского и Покровского Девичьего монастырей.Д. Архангельская Ермолинотож отмечена на карте Генерального межевания конца XVIII в., с указанием застройки, а также указана в документах о межевании 1789 г. 

Почитание Св. Димитрия у славян насчитывает много веков. Оно началось ещё до Крещения Руси, более полутора тысяч лет назад - когда предки южных славян поселились у города Фессалоники (Солунь), где находились мироточивые мощи Великомученика, пострадавшего на рассвете 26 октября 306 года (по новому стилю это сейчас – 8 ноября). По преданию, родителями Димитрия были славяне. Почитался Св. Димитрий и в Боровском крае – храм в честь него существовал в вотчинах Пафнутьева монастыря уже в XVII веке. По данным последней ревизии 1859 г. в п. Ермолинском (Архангельском) значится 73 двора с числом жителей  291 м., 372 ж. 

По ряду справочников можно проследить динамику численности населения Ермоловки. В конце XIX в . п. Ермолинском значится 110 дворов, 361 м., 354 ж, 1393 десятины земли. 

По «Списку населенных мест» 1900 г.  – 123 двора, 768 жителей. 

На 1928 г. в с. Ермолинское значится 206 дворов, с числом жителей 963 чел. 

После образования Центрально-Черноземной области с. Ермоловка вошла в состав Давыдовского района, а после его ликвидации в состав Лискинского.

Выводы: На основании имеющихся источников и литературы можно сделать вывод, что с. Ермоловка было основано не позднее 1768-1769 гг. Условно может быть принята верхняя дата – 1768 г. Точную дату основания установить не представляется возможным ввиду отсутствия источников по раннему периоду существования населенного пункта.  Необходима длительная и скрупулезная работа в центральных архивах. 

 

 

Справка составлена 

заведующей отделом по науке 

Воронежского областного литературного музея им. И.С. Никитина

Медведевой Марией Васильевной

 

Дата создания: 08.09.2011 17:06

Дата последнего изменения: 22.03.2022 13:30

На главную страницу